Конспект семинара Анны Танальской, GATLA

Автор — Ирина Бондаренко

Назад в статьи
Конспект семинара Анны Танальской, GATLA

Здесь будут мои заметки с первого семинара GATLA под руководством Анны Танальской. Интересные для меня интервенции и лекционные кусочки, и упражнения.

Опыт работы Анна 39 лет.

GATLA -это Лос-Анджелесская программа повышения квалификации для гештальт-терапевтов. 

«Сколько ты платишь за этот курс? И у тебя нет ожиданий? Ты богата.»

Когда работаешь с Клиентом строится некоторая зависимость и люди несвободны в выборе. Терапевтическая ситуация несимметрична.

И оттого ты не уважаешь свои вопросы- говорит Терапевту

Ты думаешь, что я действительно забуду свой вопрос?- говорит Клиент

Моя феноменология - это то, что я сознательно замечаю.

Мы боимся собственного опыта.

За внешними действиями стоит-личный опыт-какое-то чувство.

  

Говорит клиенту: «Все нормально, мы сделаем еще один шаг».

 

Эти слезы, которые приходят с каким чувством?

Что для тебя страшного в твоей злости?

Давай предположим, что ты действительно слон (Если ты слон, то ты не будешь никем другим), в посудной лавке, то что будет?

Что с тобой, если ты кого-то ранил?

Когда мы приближаемся, то тогда всегда есть риск наступить на чужую территорию, а возможно и ногу.

Если ты меня отверг - это происшествие. Если я думаю, что ты меня отвергнешь - это смыслы.

Реально, даже мысли нет без чувства. Просто мы можем на замечать.

Чтобы осознать чувство надо осознать движение. Эмоция-эволюционно остановленное движение. (emotion- эмоция motion-движение)

 

 

Для меня ваше присутствие здесь - это поддержка. 

Для феноменологии нет объективных фактов.

Без мыслей можно жить, а без чувств нет.

 

 Упражнение:

А- приходит за помощью.

Б- помогает А только обратной связью (Обратная связь- чувства, мысли, ощущения, описывать процесс, а не содержание)

В-наблюдает за Б

Никаких вопросов  Б не задает, только обратную связь.

 

Если очень технично, то возможно это про то, как подходишь к задаче. Попробуй замедлиться и соединить задачу и контакт.

 

Плохой переводчик, это когда говорят меня много, а я слышу «тебя перебор».

Ты боишься, что появится некоторое несовершенство.

Конкуренция - неплохая и нехорошая. Всё зависит от того, как взаимодействовать.

Если будет критичная оценка, то чем это будет грозить?

 

«Помедли и поставь стопы на пол и выбери просто одну вещь. Не беги, у нас есть время. Здесь и теперь сидишь и что находишь? Дыши.»

 Не всегда стоит размещать злость к  Клиенту, это зависит от многих факторов. Но если делать из любви. 

 

Я этот подход называю конфронтирующией поддержкой или поддерживающей конфронтацией- если я  хорошо расположена к человеку (если я его люблю) я могу сказать самые трудные вещи безопасно для себя и для него, конечно, не всегда. могу сказать так, что он сможет принять. 

Но если я злюсь и не хочу признаться перед собой даже, что злюсь. Тогда я даже себе не доверяю и тогда эти трудные вещи неизвестно как говорить,чтобы донести их безопасно. Если вы с клиентом и уверены,что вы его любите, тогда можно рисковать и говорить трудные вещи. Но если у вас есть какой-то упрек или претензия, тогда лучше не рисковать и не говорить.

 

Конфронтация- это встреча на границе.

Упражнение: 

А и Б ведут разговор на равных. Говорят то, что видят, когда смотрю на партнера.

В отслеживает, что А и Б говорят о том, что видят. И что избегают.

 

Комментарий Анны к упражнению: «Заметила, что нелюбезно говорить  о складках на коже или других несовершенствах.Мы этому учимся в раннем детстве. Нас тренируют незамечать, а если уж и замечать то не говорить. Это очень сильные навык. Но это шизофрения. Если слишком многое не замечаем это может быть и опасно. Я думаю, что для терапевта это базовые умение замечать и говорить про то,что замечаю. И разрешать клиенту замечать себя, если у меня нет ноги или кривые зубы. Я обязана разрешить своим клиентам это все видеть. Если я хочу притворяться,что этого нет, тогда я добавляю к их нарушениям новое.  Так что тренируйтесь в этом умении как только можете. И да, некоторые из вас принимали за упрек, то что другие описывали, что видят  «я это перевожу сразу на оценку» очевидно в негативную оценку.»

 

Те у кого есть клиенты знают, что есть такие клиенты, которым только скажет, что я вижу, что ты двигаешь рукой они сразу останавливаются и перестают это делать. И думает,что если ты это замечаешь, то это что-то плохое. Мы тоже этому тренированы с детства. Наши родители замечали только то, что-то плохое.  И надо это помнить, потому что  есть такие клиенты для которых такая обратная связь для них бесполезна и не работает, по крайне мере на ранних этапах.  

Есть такие клиенты, которые так бояться существовать так как они есть, что всякая обратная связь будет для них опасна и будет приниматься как опасность.

Если то, что замечают и кажется,что это негативно, то это оценка. 

Когда я предлагаю своим клиентам описать мое лицо, то для них это шок. Это такой вид близости, которы почти невыносим. что заметить то, что у нее седые волосы брекеты?! Терапевту важно видеть Клиента и разрешать Клиенту видеть себя. Иначе к нарушениям клиентов мы еще добавляем.

Значения не видят, значения придают.

То, что мы делаем (психотерапия) это ремесло. Важно выработать свой стиль. Все эти упражнения нацелены на то, чтобы вы попробовали всё. Чтобы вы не работали так трудно. Чтобы давали место клиентам. Контакт и Диалог-самое главное в работе. 

 

Я переживаю за тебя-ОК для клиента.

Я боюсь за тебя неОК- это может дать клиенту информацию о том, что он в опасности.

 

Эта энергия в твоем голосе, что она означает?

 Роль терапевта идти рядом или полшага позади. Но не вести.

 Некоторые родители опасаются,что  дети не научатся ходить и будут ползать до 20 лет.

 Если расширять познание, то расширяется поле и находится ответ. Потому что ответы всегда в поле.

 Значение фигуры появляется только в связи с полем.

 Важно обращать внимание на то, как клиент начинает работу, как выбирает терапевта.

 Исследовать прерывание и зачем тебе это нужно, а не прерывать прерывание.

 После супервизии обращение к клиенту «И как тебе было это все слышать? Принимаемо?»

 Красота и трудность нашей профессии, что нам необходимо искать собственный путь.

 Если не знаешь,что делать - сиди и жди, пока не будешь знать то,что ждать. Иначе от «незнания» ты делаешь слишком много.

 Очень часто идут два диалога: вербальные и невербальный.

 Попробуй подумать то, что здесь происходит (между К и Т) и подумай как клиент.

 

Участнику группы, который описывал свой процесс, который приносит трудности: если ты знаешь процесс, то ты можешь его запланировать.

Главное предположение феноменологической философии - это, что человек такое существо, которое нуждается в том,чтобы придавать значение, что человек ищет значения и мы все придаем значения тому, что наблюдаем.

У каждого свой собственный мир. И невозможно непосредственно коснуться так называемого объективного мира, потому что каждый из нас придавая значение своему опыту интерпретирует мир. И единственное, что мы можем знать наверняка-это личный опыт. Телесный, душевный, но личный.  Конечно, это не вся философия, но это главные камни, которые взяла из философии психотерапия.

___

Ребенок учится от нас, от взрослых, как выносить различные обстоятельства.

___

Мы (психологи) верим, что есть основные чувства, которые люди  узнают везде (страх, радость, грусть). Но еще есть и Зеркальные нейроны.

Диалог очень связан с феноменологией.

 

Человек такое существо, у него много дилемм. История про «хочу плавать уже 10 лет», а значит есть то, почему он не хочет. И важно на это обратить внимание.

 

Работа с АМБИВАЛТНОСТЬЮ/с дилеммой.

Когда клиент приходит с амбивалетностью, и подчеркивает только один полюс, то правило такое, что  важно подчеркнуть второй полюс. Терапевту важно заниматься тем полюсом, о котором клиент (почти) не говорит.

 Если клиент приходит и говорит, что надо Сепарироваться. Тогда мы обсуждаем как сладко быть вместе. Никогда не стоит верить на 100% в сепарацию. 

Под словом амбиваленция подразумевается то,что человек и хочет и не хочет одной и той же вещи. Это неправда.

Давайте с пирожным: «Я хочу съесть и я не хочу съесть.»  Но это неправда, Я хочу почувствовать вкус пирожного и не хочу потолстеть. Я не уверена,что всегда, но в большинстве с лучшем. Можно ее разобрать и тогда оказывается,что нет амбиваленции, потому что есть  другие способы почувствовать вкус и чтобы не потолстеть, надо пробежаться. А хочу почувствовать вкус потому, что мама в детстве кормила таким пирожным.

 Можно показать клиенту, что у него дилемма.  Не все готовы это заметить, потому что это очень неудобное состояние. То что часто происходит в терапии, что  клиент приходит  с амбиваленцией, это то что терапевт берет на себя один полюс. Н: клиент приходит и говорит  «я бессилиен» и проецирует сильную часть на терапевта и тогда терапевт начинает трудно работать. и тогда у них молчаливая/неявная договорка, что К-беспомощный, а Т-помощный  и начинается борьба. Потому что тогда терапевт старается сделать клиента мощным и начинается борьба. Это беспродуктивно потому, что у каждого из нас есть части «беспомощная» и «мощная». И  тогда  клиент приходит с Доминирующей беспомощной частью, то терапевт(часто начинающий) очень хочет быть мощным и тогда начинается борьба  и возникает интерперсональные конфликт вместо внутренней дилеммы клиента. Поэтому задача терапевта вернуть клиенту обе части и помочь признать, что он тоже мощный. И тогда помочь ему встретиться с этими частями и чтобы заметить дилемму/внутренний конфликт.   И в этом месте терапевт легализует свою беспомощную часть. 

Конспект составила Ирина Бондаренко.

Связаться со мной

  • +7 (921) 752-17-44
  • г. Санкт-Петербург наб. Обводного Канала, 155